Хлебом не корми библиотекаря, дай что-нибудь процитировать...
Только вот о розе можно вспомнить такое количество легенд, сказок, стихотворений, песен (и т. д. и т. п.), что жизни не хватит процитировать всё.
Роза - признанный символ любви, но она же и символ мужества. Когда я впервые прочла об этом в книге Моложавенко, эта мысль показалась необычной:
"В Казанлыке мне рассказали легенду о том, как пришли на эту землю розы. Романтичную историю я слушал у могучего и сурового в своей простоте памятника-мавзолея на Шипке, сложенного из грубо обтёсанного камня. У подножия памятника тоже цвели розы - люди подняли их на эту заоблачную высоту, где никогда не стихает ветер и кажется, будто слышишь в его свисте далёкое-далёкое эхо боевых труб, сыгравших отбой после жестокой сечи. Когда над Шипкой опускаются сумерки, на небе вспыхивают звёзды, и смотрят на тебя, словно очи павших..."
Думаю, речь идёт о памятнике Свободы:
Только вот о розе можно вспомнить такое количество легенд, сказок, стихотворений, песен (и т. д. и т. п.), что жизни не хватит процитировать всё.
Роза - признанный символ любви, но она же и символ мужества. Когда я впервые прочла об этом в книге Моложавенко, эта мысль показалась необычной:
"В Казанлыке мне рассказали легенду о том, как пришли на эту землю розы. Романтичную историю я слушал у могучего и сурового в своей простоте памятника-мавзолея на Шипке, сложенного из грубо обтёсанного камня. У подножия памятника тоже цвели розы - люди подняли их на эту заоблачную высоту, где никогда не стихает ветер и кажется, будто слышишь в его свисте далёкое-далёкое эхо боевых труб, сыгравших отбой после жестокой сечи. Когда над Шипкой опускаются сумерки, на небе вспыхивают звёзды, и смотрят на тебя, словно очи павших..."
Думаю, речь идёт о памятнике Свободы:
(Фотография с сайта Википедии)
Кстати, у арабов роза считалась мужским символом. А в книге Н. Ф. Золотницкого "Цветы в легендах и преданиях" я нашла такое свидетельство об отношении к розе в Древнем Риме:
"В начале, как сообщает Элиан, римские воины отправляясь на войну, снимали даже шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество, да и вообще в это время она служила эмблемой храбрости. Это был как бы орден, который давался в награду за выдающееся геройство. Так, Сципион Африканский разрешил солдатам 8 легиона, первыми ворвавшимся в неприятельский лагерь, в день их триумфального шествия в Риме нести в руках букеты из роз и в увековечение их выдающейся храбрости выбить изображение розы на их щитах."
Но самую трогательную историю о розе, историю парижского мусорщика Жана Шамета описал в своей книге К. Г. Паустовский:
"Однажды возникло смутное воспоминание о золотой розе. Не то Шамет видел эту выкованную из почернелого золота грубую розу, подвешенную к распятью в доме старой рыбачки, не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих.
Нет, пожалуй, он однажды даже видел эту розу и запомнил, как она поблёскивала, хотя за окнами не было солнца и мрачный шторм шумел над проливом. Чем дальше, тем яснее Шамет вспоминал этот блеск - несколько ярких огоньков под низким потолком.
Все в посёлке удивлялись, что старуха не продаёт свою драгоценность. Она могла бы выручить за неё большие деньги. Одна только мать Шамета уверяла, что продавать золотую розу - грех, потому что её подарил старухе "на счастье" возлюбленный, когда старуха, тогда ещё смешливая девушка, работала на сардинной фабрике в Одьерне.
- Таких золотых роз мало на свете, - говорила мать Шамета. - Но все, у кого они завелись в доме, обязательно будут счастливыми. И не только они, но и каждый, кто притронется к этой розе..."
Книга Паустовского посвящена тайнам творчества. Она написана певучим, образным, "алмазным" языком, каким написаны все книги этого автора. Но "Золотая роза" - явление особенное: мы получаем образец творческой жизни вообще (не только литературной), толчок для самых разнообразных мыслей, идею, которая может сделать эту жизнь осмысленной и небесполезной, а главное - эстетически окрашенной:
"Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу" - повесть, роман или поэму.
Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности. Удивительно, что никто не дал себе труда проследить, как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы.
Но, подобно тому как золотая роза старого мусорщика предназначалась для счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце."
Разве всё это нельзя сказать и о любом творчестве? О творчестве учёного, изобретателя, актёра, учителя, библиотекаря... А для того, чтобы творить, как показывает история, иной раз нужно и мужество.
Вот какие мысли приходят мне в голову, когда я смотрю на розы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
"Золотая роза" - одна из книг моего детства, в школе изучали, спасибо, что напомнили, прекрасное произведение!
ОтветитьУдалитьОбожаю её перечитывать! И каждый раз открываю что-то новое. А язык-то какой!!!
ОтветитьУдалитьОх, Маша, может вы со мной и дружить после этого не будете, но я "Золотой розы" не читала. И вообще мало Паустовского читала.:(
ОтветитьУдалитьСделала закладку - теперь прочту обязательно!
Вот и настало время сделать открытие замечательной книги, в которую грех не влюбиться:)))
ОтветитьУдалитьСегодня нашла в нашей библиотеке "Золотую розу". Вся в предвкушении, буду теперь читать "доктора Пауста"...
Удалить"Доктор Пауст" - мне нравится;)))
Удалить