пятница, 7 июня 2013 г.

Три остановки на пути к библиотечному счастью. Остановка вторая

Остановка вторая – менеджерская ("и глазами так уууууу"). Тут я сильно рискую оторваться от исходного текста (а народ требует конкретики), поэтому предлагаю немного поиграть.

Предположим, что я (и вы тоже) - крутой менеджер, крепкий хозяйственник, «глубокий эконом», ну, и вообще практический человек. И мне для нормальной работы в современных условиях, конечно, нужно современное "железо", пардон, "пластик", профессиональное ПО и прочие... приложения. Но самое главное - мне нужны люди. И люди мне нужны такие, чтобы работали в любых условиях: в цифровых, в аналоговых, вообще без условий... И вот я читаю, что мне пишет образованный человек и задаюсь вопросами…


Вот, например, сказано так: "библиограф "образца 2010г. в значительной степени беспомощен в 2013г. Причём в конце года его отставание будет ощутимее, нежели в его начале". И этот, отстающий, будет учиться и переучиваться... по методике, "построенной на базе цифровых приложений", которые каждый год и даже чаще выпускаются на рынок. Т. е. товарный ассортимент он знать будет, тут я спокойна, но мне-то в динамическую и инновационную эпоху нужен такой, который умеет анализировать и синтезировать, спрягать неспрягаемое и склонять несклоняемое. Таких я где возьму?

Или там новые проекты (например, Твиттер) будет изучать, опять же по методике. Чего её изучать-то, «болталку» на 140 знаков, если её детишки осваивают «методом тыка».  Ведь социальные сети построены на примитивных способах контактов и функционируют по принципу «марьиваннасказалаэхоразнесло». Т. е. на лавочке у дома или в сетях – суть процесса не меняется... Что есть  такое в цифровой среде, что нужно человека с высшим образованием для этой среды кардинально переучивать?  Какая разница между берестяными грамотами и твитами? Только та, что бересту не всю ещё выкопали, а архив Твиттера (рай для социолога, культуролога и психиатра) уже хранится в библиотеке (заметьте!). Действительно, прогресс, но сути дела он не меняет...

А ресурсы-то у нас ограничены: время, люди, деньги – всего этого, как правило, не хватает. Не лучше ли дать человеку основу, на которую он будет насаживать происходящие изменения, как нового червя на крючок, чем учить его тому, что он может освоить сам, на интуитивном уровне? Т. е., конечно, можно учить и этому, но не в высшей же школе... И что экономичнее: развиваться, имея под собой прочный фундамент из «костей» предшественников, или постоянно меняться, пребывая в состоянии вечной реформы?

Или вот: "очередная смена парка аппаратных устройств опять изменит формы и методы работы с информацией, к чему предстоит адаптироваться всем участникам системы информационных коммуникаций". Это я так понимаю: не успел я деньги заплатить, товаром насладиться, а с меня опять требуют, ещё больше? Мало ли чего там на рынок выбрасывают, я ведь о своих задачах, как справедливо заметила Л. Б. Зупарова, думать должен, а они могут решаться какими угодно способами, включая самые примитивные. Зачем мне себя в этом ограничивать?

Или вот: "всю доцифровую историю человечества знания (информация, данные) распространялись на материальных носителях, эволюционировавших с течением эпох от глиняных табличек до компакт-дисков", «функционирующая на основе глобальных компьютерных сетей система цифровых коммуникаций обладает качественно иными возможностями». Это порадовало: т. е. цифровая информация идеальна, как Настя Волочкова. Только интересно, почему я в этом цифровом мире постоянно плачу за то, что компания Apple и иже с ней каждый год выпускают на рынок?..

А вот это совсем о сути: "цифровая система коммуникаций в одночасье отменяет целые производственные процессы, которые ещё 10 лет назад составляли суть библиотечной профессии. Цифровые фонды нет нужды обрабатывать, выдавать и следить за сохранностью, система корпоративной каталогизации  позволяет выгружать библиографические записи, а не создавать их". Ну, положим, я ничего в библиотечном деле не понимаю (крутой менеджер), но даже здравого смысла хватит на то, чтобы понять – все будут пользоваться, а создавать-то кто будет??? Те же цифровые фонды, ту же систему корпоративной каталогизации, тот же электронный каталог, который пока ещё карточный не переплюнул?

С выгодой и эффективностью тоже не всё понятно: "сокращая таким образом издержки, компания получает конкурентное преимущество по сравнению с другими авиакомпаниями, которые работая по старинке, вынуждены включать в стоимость труда кассиров и арендную плату за помещение". Т. е. зарплату IT-ишникам можно не платить, нужное приложение свистну на стороне, на происки конкурентов наплюю (Касперскому дулю) и буду радоваться тому, как сэкономил по сравнению с закупкой новых самолётов?

С кадровым балластом тоже интересно. Самое сильное конкурентное преимущество на рынке – это уникальный товар, который к тому же всем нужен (непроизводственной сферы тоже касается). Чтобы его произвести я должен вложить немалые средства, прежде всего в людей. А тут у меня есть люди, которые всё могут, пусть даже в потенциале, а я вместо того, чтобы подумать, как их знания использовать с выгодой, думаю, как мне доказать эффективность их существования?! Или вот слышу: «столько библиотекарей, сколько есть сейчас - не нужно». И не спорю! Столько, сколько сейчас – не нужно, нужно – раза в два больше! Но каких библиотекарей?! Тех, кто умеет на кнопочки нажимать, развлекать и вежливо обслуживать или тех, кто будет генерировать ценности в обществе будущего? И это для меня важно, потому что если будут ценности, уж «сервис» я сумею не только организовать, но и на нём заработать, а если ценностей не будет, то и сервис не нужен.

С обществом будущего тоже много вопросов: "общество основанное на цифровых технологиях - производительнее, а значит сильнее аналогового". Ломоносов, на минуточку, писал гусиными перьями и при свечах, а КПД у него был будь здоров! И что, позвольте спросить, делает это сильное общество, когда зависает компьютер, управляющий светофорами??? Мне производительность ради производительности не нужна. Мне умишко нужен (Давид и Голиаф), чтобы выиграть у того, кто меня в чём-то сильнее. И это всех касается, а не только библиотекарей.

P. S. А вы заметили, что я с В. К. Степановым, которого так много и весело цитировала здесь, вообще не спорю? Я с ним даже соглашаюсь, но…
Продолжение следует…

2 комментария:

  1. Алатамар, самое главное, чтобы человек готов был изменяться и постигать новое. И не столько важно, будет ли это IT или основные принципы формирования биб. записи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пчёлка как всегда хорошо меня понимает;) Как раз этому я собираюсь посвятить третью остановку.

      Удалить