Сижу. Мёрзну. Отопление вообще-то включили, но оно какое-то холодное. А я после ангины.
Сижу. Совесть мучает: обещала коллегам написать о творчестве, давно обещала. Сначала - срочная работа, потом - ангина.
Но вот как раз во время болезни наткнулась на замечательную книгу: Евгений Шварц "Живу беспокойно...": Из дневников. (Л., 1990). Читаю её страшно медленно. Просто потому, что с человеком, близким по духу, расставаться быстро не хочется.
Одна из первых важных мыслей: можно быть писателем и всё время сомневаться в своих силах. Не в предназначении своём, а именно в силах, в собственном опыте. "Каждую вещь начинаю, как первую..." Щварц сетовал на то, что не умеет работать, как профессиональный писатель. Профессиональный писатель должен писать, по его мнению, каждый день, а не от случая к случаю. Именно поэтому он много лет вёл дневники. Что-то вроде, прошу прощения, отмазки. Второй причиной стала задача научиться писать прозой (почти всю жизнь учился).
И вот я думаю, как часто основная, но не слишком заметная работа писателя, да и вообще любого творческого человека, не признаётся за работу. Я имею в виду работу души, накопление впечатлений, переработку эмоций в чувства и т. д. Это ещё не работа над вещью. Это то, что начинается задолго до выбора темы и первоначального накопления материала, когда ещё не ясно, что напишется и напишется ли вообще.
По моему разумению, творческий процесс напоминает айсберг, где гигантская подводная часть - это как раз и есть то, о чём я говорю. Как это назвать? Воспитание души, быть может. Надводная видимая сторона дела - это уже непосредственная работа, вершина которой - законченное произведение.
Эту работу, ежедневную, ежеминутную, такую важную для всех последующих процессов, почему-то считают бездельем. Разве нет? Всегда есть необходимость творческому человеку оправдываться: "Ни дня без строчки!" Конечно, ведь строчка, абзац, текст есть материальное воплощение этой работы. Тут уже и посчитать можно, свести, как говорят, дебет с кредитом. Только талант, уверяю вас, не измеряется в авторских листах. И если б не было этой подводной части, не было бы ни строчек, ни текстов, ни килобайтов электронной памяти.
Написала сии гневные слова и подумала: а ведь кто-то уже до меня всё это говорил. Вот только не помню, кто. Ничего страшного, ведь, как говорится,
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
Сижу. Совесть мучает: обещала коллегам написать о творчестве, давно обещала. Сначала - срочная работа, потом - ангина.
Но вот как раз во время болезни наткнулась на замечательную книгу: Евгений Шварц "Живу беспокойно...": Из дневников. (Л., 1990). Читаю её страшно медленно. Просто потому, что с человеком, близким по духу, расставаться быстро не хочется.
Одна из первых важных мыслей: можно быть писателем и всё время сомневаться в своих силах. Не в предназначении своём, а именно в силах, в собственном опыте. "Каждую вещь начинаю, как первую..." Щварц сетовал на то, что не умеет работать, как профессиональный писатель. Профессиональный писатель должен писать, по его мнению, каждый день, а не от случая к случаю. Именно поэтому он много лет вёл дневники. Что-то вроде, прошу прощения, отмазки. Второй причиной стала задача научиться писать прозой (почти всю жизнь учился).
И вот я думаю, как часто основная, но не слишком заметная работа писателя, да и вообще любого творческого человека, не признаётся за работу. Я имею в виду работу души, накопление впечатлений, переработку эмоций в чувства и т. д. Это ещё не работа над вещью. Это то, что начинается задолго до выбора темы и первоначального накопления материала, когда ещё не ясно, что напишется и напишется ли вообще.
По моему разумению, творческий процесс напоминает айсберг, где гигантская подводная часть - это как раз и есть то, о чём я говорю. Как это назвать? Воспитание души, быть может. Надводная видимая сторона дела - это уже непосредственная работа, вершина которой - законченное произведение.
Эту работу, ежедневную, ежеминутную, такую важную для всех последующих процессов, почему-то считают бездельем. Разве нет? Всегда есть необходимость творческому человеку оправдываться: "Ни дня без строчки!" Конечно, ведь строчка, абзац, текст есть материальное воплощение этой работы. Тут уже и посчитать можно, свести, как говорят, дебет с кредитом. Только талант, уверяю вас, не измеряется в авторских листах. И если б не было этой подводной части, не было бы ни строчек, ни текстов, ни килобайтов электронной памяти.
Написала сии гневные слова и подумала: а ведь кто-то уже до меня всё это говорил. Вот только не помню, кто. Ничего страшного, ведь, как говорится,
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
Вполне понимаю позицию: самой писать что попало в блоге уже не хочется. Каждый день фонтанировать, это ж какой фонтан, в смысле ум надо иметь.
ОтветитьУдалитьЯ далеко не писатель, но отчасти, смею надеяться, творческий человек. И вот эта самая "подводная часть айсберга" - кошмар и счастье всей рабочей жизни. Я каждый раз чувствую себя в этот период жутко виноватой, корю себя за то, что хожу воздух пинаю и ничего не делаю... Зато потом сажусь и "залпом" пишу что-то... эдакое))) Очень удачное и от чего все ахают. Я имею ввиду не настоящее творчество - рабочее что-то: статью, мероприятие, доклад, проект.
ОтветитьУдалитьНу а сомнение в собственных силах... Мне кажется, это неплохо для работы и творчества, хоть и очень мучительно для личности. Проходили, знаем))) Прохожу это с занудливым постоянством, и так хочется иногда просто душевного покоя... Но такие сомнения - как движущая сила, которая не дает остановится в развитии
Вот и Вы вынуждены оправдываться, Веста! А разве в момент "пинания воздуха" ничего не происходит, что позволяет потом взяться за перо? Сомнения ведь случаются не на пустом месте. У человека, который не работает головой, сомнений подобного рода чаще всего не бывает. И разве подготовить мероприятие, проект, доклад, статью написать - это не настоящее творчество?! Эту тему разовью в следующих постах.
ОтветитьУдалитьВообще, противоречивость этого творческого состояния в том, что оправдываться приходится в основном перед самим собой))) По крайней мере, мне. Наверно, я счастливая в этом плане - директор иногда забывается и пару раз может спросить, как идут дела по такой-то теме, на сколько процентов сделано.. А потом машет рукой. Она знает, что всё будет. Даже если я напишу презентацию и доклад ночью, и закончу за полчаса до начала всего. Так было и в этом году на российской школе "Лидер", которую к нам привозили))). Последняя ночь - самая плодотворная. Я как вечная студентка)))
ОтветитьУдалитьЗЫ. Надо, пожалуй, тоже порассуждать в "Рыжем" блоге" на эту тему. У нас в читателях много творческих людей
А с директором Вам явно повезло!:)
ОтветитьУдалить