пятница, 18 мая 2012 г.

В. С. Моложавенко "Тайна красоты". 4. Вестница надежды.

"Меня пронзил запах. Он был вокруг и везде. Заканчивался дождь,
капли ещё падали мне на голову и вниз, на огромные цветущие деревья,
как мне казалось, голубого цвета. Увешанные цветами огромные ветки 
медленно покачивались и открывали зеркальные чёрные отражения на 
земле. Лужи выглядели разбитыми зеркалами, воздух был переполнен 
шелестом и шорохами...  Вода лежала на земле, обхватывала каждый 
камушек, каждую травинку и почему-то никуда не хотела уходить... Я 
никогда не видел такого количества свободной, свежей, ничейной воды.
... Душистое, тёплое облако мягко накрыло балкон. 
- Что это за запах? - спросил  я тогда. - Это, родной, сирень...
(А. Сокуров из книги "В центре океана")


       "Вестница надежды" - так называется главка, посвящённая сирени, в книге Моложавенко. С этой главки началось моё "сиреневое" путешествие, которое, чувствую, будет продолжаться всю оставшуюся жизнь...


        Из этой главки я узнала, что существует необыкновенной красоты сорт сирени "Красавица Москвы", выведенный советским селекционером Леонидом Алексеевичем Колесниковым. Её называли "русским чудом". Удивительна судьба этого человека, талантливого самоучки, увлёкшегося в голодном 1919 году разведением сирени и сделавшего это делом своей жизни. Заинтересовавшихся отсылаю к статье Д. Гончарука "Красавица Москвы и гениальный самоучка" (прочитайте, не пожалеете).

        Из этой же главки я узнала о существовании замечательной книги Н. Ф. Золотницкого "Цветы в легендах и преданиях". Сирень поэтично (и по праву) названа в ней "цветком наших старинных дворянских гнёзд":

        "Здесь связано у нас с ней воспоминание о старинных помещичьих усадьбах, о старинных дворянских гнёздах, в которых она составляла всегда необходимую принадлежность садов и парков, и где густые купы ея, рассаженные перед главным фронтоном домов, служили их лучшим украшением весною.
        Покрытая в это время тысячами кистей своих лиловых цветов, она, подобно цветочному морю, заливала весь сад, и упоительный запах ея разносился по всей окрестности. Прибавьте к этому чудное пение соловья и тёплую майскую лунную ночь, и вы можете себе представить всю прелесть такого старинного сада."

        Нужно заметить, что на момент написания Золотницким этой книги (1913 - первое издание), уже стоял вопрос о судьбе дворянские усадеб, многие из которых начали приходить в запустение после реформы 1861 года. Дворянство постепенно уступало историческое место буржуазии, огромный пласт отечественной культуры стал покрываться слоем пыли и, возможно, был бы забыт вообще, если бы не энтузиазм (как водится) увлечённых одиночек...      
        Интерес к этой теме возродился в удивительное время, в 20-е годы прошлого века. Только-только закончилась гражданская война, ещё не началось сталинское похолодание, люди были полны надежд и могли себе позволить свободу в своих культурных предпочтениях. В 1922 году возникло Общество изучения русской усадьбы, о которой я лично узнала в начале 1990-х из краеведческого альманаха "Отечество". Задачи участники общества ставили перед собой широкие и благородные:
        "Изучение усадьбы предполагало изучение её истории, жизни и быта её владельцев, а также широкого спектра вопросов усадебного искусства, включая архитектуру, садово-парковое искусство, художественные интерьеры, живопись, библиотеки и т. д."
        Это цитата из статьи Л. Ивановой, опубликованной в первом выпуске альманаха. Но, как водится, под политическую статью можно подвести всё, что угодно, поэтому Общество просуществовало до начала 30-х (а потом начались аресты...). Время, в которое автор писала следующие строки, было чем-то похоже на то, давно прошедшее, поэтому и казалось реальным осуществить, задуманное когда-то членами Общества изучения русской усадьбы:
        "Возрождение нашей исторической памяти, начавшееся с середины 1980-х годов, вселяет надежду на то, что совместными усилиями историков, искусствоведов, литераторов и, конечно, широкой общественности и местных органов государственной власти на необъятной территории страны сохранятся, а где-то и восстановятся старинные русские усадьбы, несущие в себе синтез всех видов искусства, и станут вновь подлинными культурными центрами духовной жизни народа."

        Конечно, теперь эти слова кажутся наивными, но возрождённое в 1992 году Общество изучения русской усадьбы действует, альманах "Отечество" совсем даже не умер (как я думала), и даже возрождается интерес к разведению сирени, забытой какое-то время назад ради заморских редкостей. Так что не всё ещё потеряно!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


(фотография взята с замечательного сайта "Мир усадеб")
    

        

Комментариев нет:

Отправить комментарий